7/14/2012

Славен Билич глазами Football.ua

Football.ua
"Как только меня назначили главным тренером сборной, журналистам тут же захотелось узнать обо мне кучу подробностей. Меня постоянно спрашивали, правда ли, что у меня дома десять гитар и тысяча компакт-дисков. Меня постоянно просили рассказать что-то о моде, о стиле, сфотографироваться на моем Харлее. Но я так попросту не могу. О футболе я готов рассказывать часами, однако другие сферы моей жизни существуют исключительно для меня. Не хочется делиться столь интимными вещами с другими".

 
Он свободно говорит на трех иностранных языках, много курит, играет на гитаре в музыкальной группе. Хорватские представительницы прекрасного пола считают его идеалом мужчины, у него великолепные отношения с прессой, на Facebook собирают подписи в поддержку того, чтобы он выдвинул свою кандидатуру на пост президента страны. В Хорватии наблюдается настоящий культ личности Славена Билича - главного тренера национальной сборной. Билич - это бренд. Ему предлагают миллионные рекламные контракты. О нем пишут книги. Он записывает официальную песню сборной.  Билич - это святыня, на которую нельзя покуситься. Но интересно, что никто не знает, почему Билич настолько популярен. Возможно, он добился больших успехов во время карьеры игрока? Едва ли. Может, прославился как великий тренер, выиграл что-то серьезное? Сомнительно. Но в этом и есть феномен Славена. Он умеет себя преподнести, умеет очаровывать и находиться между двух огней.
 
В сентябре 1968-го обычный роддом в хорватском приморском городе Сплит стал настоящим Клондайком. В палате, окна которой выходили на старый стадион местного Хайдука, на свет появился Славен Билич. Неделей спустя в этом же роддоме и в этой же палате мир впервые увидит другой великан хорватского спорта - легендарный баскетболист Тони Кукоч. Так получилось, что их семьи жили в одном доме и дружили, а дети часто играли вместе во дворе. Славен с ностальгией вспоминает времена своего детства: "Наша квартирка была совсем крохотной, но я обожал ее. Это был мой маленький мир". Впрочем, детство Билича счастливым и спокойным не назовешь. Глава семейства Биличей - Иван - работал преподавателем права в сплитском университете, где в 1971 году начало расти недовольство политическим курсом страны после волны социальных протестов в "прокоммунистических" Венгрии и Чехословакии. Массовое движение получило название Хорватская весна. Отец Билича принимал непосредственное участие в протестах, и это едва не стало причиной его ареста.
 
Позже буйное прошлое отца аукнулось в футбольной карьере сына. Еще в "югославские" времена Ивана Билича, как и многих хорватов посмевших протестовать против режима самого Тито, назвали "усташем" (усташи - хорватские фашистские повстанцы во времена Второй мировой войны, - прим. Football.ua). "Пусть я и не был сверхвыдающимся футболистом, но вполне мог бы поиграть за молодежную сборную Югославии, которую одно время тренировал специалист, отлично знакомый мне по совместной работе в Шибенике. Однажды он признался мне, что хотел вызвать меня, но ему запретили, мотивировав тем, что в югославской сборной не место сыну какого-то там усташа. Мой отец - не усташ, что за бред! Политикой я вообще не интересовался", - вспоминал Билич.

А пока раз за разом домой к Биличам заявлялись различные представители тайных служб, громко стучали в дверь, что-то выспрашивали, а совсем еще маленький Славен, которому только исполнилось три года, совершенно не понимал происходящего. В один прекрасный день мальчуган потерял нормальную связную речь. Врачи не могли понять, в чем причина недуга - Славен очень сильно заикался. Семья даже ездила в Белград к лучшим специалистам страны, однако те лишь разводили руки в стороны. Со временем речь вернулась, однако и по сегодняшний день в минуты сильного волнения Билич немного заикается.
 
Однажды сборная Хорватии, в составе которой выступал Славен, приехала в Палермо на матч квалификации к Евро-1996 против итальянцев. Напряжение стояло сумасшедшее, ведь и Италия, и Хорватия считались главными претендентами на прямую путевку на Евро, и триумфатор очной встречи получал не только три очка, но и фору перед соперником. Накануне игры итальянский журналист из Gazzetta dello Sport поинтересовался у Билича его мнением о том, как противостоять Роберто Баджо, на что хорват, волнуясь, ответил: "Ба... Ба... Баджо я легко закрою". На следующий день эта фраза была вынесена в заголовок. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним. Хорватия выиграла, а Баджо действительно ушел с поля без забитого мяча. "Помимо этого эпизода я больше не помню, чтобы надо мной как-то потешались или дразнили из-за заикания. Да и сам я не предавал этому особого значения и не чувствовал себя хуже других".
 
Карьера Билича-игрока не была яркой. Главным его достижением является бронзовая медаль чемпионата мира во Франции в 1998 году, где хорваты произвели настоящий фурор. Разумеется, больше всего разговоров было о Биличе в связи с полуфинальной дуэлью против хозяев мундиаля. В одном из эпизодов при подаче штрафного защитник сборной Хорватии вел борьбу против Лорана Блана, который легко оттолкнул от себя Билича - привычное дело для подавляющего большинства поединков. Славен, изобразив сумасшедшие муки, рухнул на газон. Вердикт рефери был суров - красная карточка Блану (ставшая, к слову, первой в его богатой карьере) и его автоматическая дисквалификация. Тем не менее, Франция тот матч все же выиграла, а позже и разгромила Бразилию в финале. Хорваты довольствовались почетным третьим местом.
 
Клубная карьера Славена гораздо скуднее. С девятилетнего возраста Билич как коренной спличанин угодил в систему Хайдука, которому посвятил шесть полноценных сезонов и записав на свой счет более ста матчей. Интересно, что родной позицией Билича поначалу было нападение, и лишь со временем тренеры разглядели в нем цепкого и неуступчивого центрального защитника. Позже хорват поиграл и в европейских клубах. Его пребывание в Карлсруэ запомнилось тем, что Билич уже спустя несколько месяцев после перехода получил капитанскую повязку. До этого иностранцы подобной чести не удостаивались. Вместе с KSC хорватский бек добрался до полуфинала Кубка УЕФА, а вскоре его признали лучшим защитником сезона 1993/94 в Бундеслиге.

После этого наступила английская страница карьеры Билича. С Англией у Славена должны быть связаны лишь самые светлые воспоминания. В январе 1996-го Харри Реднапп, тренировавший в то время Вест Хэм, настолько впечатлился игрой хорвата, что не побоялся выложить за Славена 1,3 млн фунтов - по тем временам весьма и весьма приличную сумму. Через год Молотобойцы здорово наварились на продаже Билича в Эвертон, которому тот отдал предпочтение перед Ливерпулем, однако в стане Ирисок дела у защитника сложились не лучшим образом. По сути, его клубная карьера завершилась еще в 1998-м. Эвертон заплатил за Билича сумасшедшие 4,5 млн фунтов, однако хорват запротестовал: хочу, дескать, доиграть сезон в Вест Хэме и помочь команде. Ириски пошли навстречу новичку, позволив тому остаться до лета в Лондоне.
 
Но затем Билич наиграл за Эвертон всего 28 матчей, будучи постоянно травмированным или дисквалифицированным, хотя солидная зарплата продолжала поступать на его банковский счет. Дело даже дошло до того, что Биличу предложили бесплатно найти себе новый клуб, однако желающих подписать 30-летнего защитника с серьезными финансовыми запросами не было. Славен переехал в Загреб, оставаясь при этом игроком Эвертона, и продолжая получать положенные по контракту деньги. В конце концов Ириски сдались и разорвали соглашение, что обогатило Билича еще на миллион фунтов неустойки. Доигрывание в Хайдуке было скорее для проформы.
 
Но английские приключения не спешили заканчиваться. Уже в бытность Биличем главным тренером сборной Хорватии британский таблоид The Sun раскрутил привычный для себя скандал: Славен Билич назвал звезд сборной Англии "дерьмом". Коуч балканцев тут же выступил с опровержением: "Судя по всему, мой английский не был правильно понят. Я всего лишь сказал, что они играли как дерьмо. Но ведь это правда".
 
Победа над Англией на Уэмбли и пролет британцев над Евро-2008 стали пока единственным серьезным триумфом в тренерской карьере Билича, после которого, собственно, и начал зарождаться культ его личности и формироваться модный бренд. Проблема лишь в том, что этот успех для хорватской сборной по сути ничего не значил. Свое место на Евро они к тому времени уже обеспечили.
 
Успех в недавних стыковых матчах над Турцией помогла многим вытащить из нафталина чуточку подзабытый и, наверное, все же избитый девиз: "Билич - герой". Игроков сборной же почему-то героями никто не считает. Неужели Модрич, Срна, Кранчар, Чорлука и другие не заслуживают такого же признания, как и тренер? Заслуживают, вне всяких сомнений. Но они брендами столь высокого уровня не являются. Почему? Этого не знает никто. Наверное, этого не знает даже сам Билич. Ему еще предстоит достичь чего-то большого, но он уже купается в лучах славы. И абсолютно не комплексует по этому поводу, продолжая брать от жизни все.